Три тысячи уникальных изданий можно увидеть и почитать в зале редкой книги, который открылся на 4 этаже Борисовской центральной районной библиотеки им. И.Х. Колодеева.
Новый зал библиотекарь отдела комплектования Валентина Соколова называет музейно-выставочной экспозицией неспроста. В уютном помещении — камерная обстановка.
Шаги приглушает ковер. Два больших кресла с вязанной шалью, оставленной незнакомкой. Уж не самой ли госпожой Бовари? Пианино, кофейные чашки, старинные часы.
Высокие шкафы с толстенными книгами. Корешки кое-где отогнуты и потрепаны. Неудивительно, ведь сколько рук их касалось! А тут странички пожелтели и на некоторых — отметки карандашом. Но они уже почти не видны — эх, время-времечко, стирает потихоньку буковку за буковкой…
Удивительное ощущение атмосферы старины. Той, которой пронизаны любимые романы Дюма. Той, в которую хотел бы окунуться каждый романтик.
библиотекарь
Сейчас в зале около трех тысяч экземпляров книг, журналов, экслибрисов. Но это всего лишь половина — остальные в фонде хранения. Предполагается, что экспозиция будет периодически меняться. А еще столько же книг ждет в отделе комплектования обработки и постановки на учет. Поэтому, думается, в этот зал можно заходить от времени к времени, и каждый раз найдешь для себя что-то новое.
(Написала «новое» и улыбнулась: новое, но очень старое).
— Какие экземпляры редких книг особенно ценны в этом зале? — спрашиваю у Валентины Васильевны.
— Очень трудно что-то выделить, — разводит руками библиотекарь. — Например, есть книги, изданные более 200 лет назад. А есть и современные — с уникальным типографским исполнением, или с иллюстрациями, которые сделали известные художники, или изданные маленьким тиражом без перспективы переиздания, или с автографами знаменитостей…
— А книг какой тематики больше всего?
— Художественной литературы. Но много и трудов историков, путешественников, философов. Есть энциклопедические издания и литература на иностранных языках — ею любезно поделилась с нами Национальная библиотека Беларуси. Несомненно, представляет интерес и фонд периодики первых лет 20-го века.
— Как сформировалась концепция зала?
— К организации этого пространства мы подошли немного по-другому, чем это делается в обычных залах обслуживания, — разделили все наши книги по коллекциям. К примеру, есть коллекция книг Франциска Скорины.
Признаюсь, это стало прямо культурным потрясением! В нашей стране до недавнего времени было всего 10 книг известного белорусского первопечатника, ученого и просветителя. Да и те были с изъянами или неполные. А сегодня мы имеем возможность видеть, держать в руках, рассматривать и читать то, что было издано полтысячи лет назад, — все его двадцать трудов!
А уж какова коллекция книг с автографами — далеко не каждая даже еще более крупная библиотека может такой похвастать.
Или вот эти миниатюрные издания. Такие просто в руках держать — уже эстетическое удовольствие! Кстати, знали ли вы, что в таком формате издаются самые ценные произведения известных авторов?
— Все ли эти уникальные экземпляры были в библиотеке изначально, или что-то подарили вам борисовчане?
— Уже начиная с 80-х годов прошлого века мы старались сохранять книги, которые раньше, скорее всего, просто списали бы. Подход тогда стал другим. И очень правильным! Поэтому теперь мы имеем свои раритеты — настоящую историческую ценность.
Но среди этого богатства есть много и подаренных изданий. Вот целая коллекция журналов «Наша Нива», которые издавались еще в царской России на протяжении 48 лет вплоть до 1916 года. Причем, уникальность журнала не только в его «долгожительстве», но и в том, что его Санкт-Петербургский издатель выпускал к нему — для повышения популярности журнала — приложения «Парижские моды» и «Собрание сочинений классиков русской и мировой литературы». Досталось нам это сокровище от частного лица в дар.
— Пока ваш зал больше напоминает музей. А будет ли возможность у читателей не только смотреть экспозицию, но и читать то, что в ней представлено?
— Конечно! Мы ведь часть читального зала. Приходите, выбирайте, устраивайтесь удобно, листайте, читайте, изучайте. Мы будем рады!
Светлана ЧЕКАЛОВА, фото автора